Интервью журналу Alive |
Пушкинских дел мастера
- Насколько значительно для Мастера участие в совместном проекте с Маргаритой Пушкиной? Объясняется ли это лишь тем, что Александр сотрудничает с Маргаритой с 86-го года? Алик: С 85-го. - Если не ошибаюсь, все тексты на ''Мании величия'' – дело рук Александра Елина. АГ: А ''Тореро''? - Хм, верно! Кстати, как вы относитесь к советской ещё традиции приглашать для написания лирики поэтов со стороны? Ведь на Западе ответственность за тексты часто лежит на… АГ: ..вокалисте, да. Это вопрос настолько же сложный, насколько и простой. Иногда есть в группе музыкант, гениальный текстовик, а иногда бывает – ну не дал Бог таланта писать стихи на собственную же музыку… Лекс: На мой взгляд, между английским языком и русским есть огромная разница. Мало того, что даже ритмически они сильно отличаются, так ещё у них там споёт человек ''oh, baby'', и вокруг этого строится вся песня – и вроде бы, речь о ребёнке. А на самом деле подразумеваются самые разные отношения – от секса до возвышенных. И среди англоязычных музыкантов много таких, у кого тексты глубокие, но, в основном, такой смысловой нагрузки, какая обычно есть в поэзии на русском языке, на Западе не требуется. АС: Мы работаем с Ритой ещё и потому, что она просто гениальная поэтесса! Ведь играют какие-нибудь ребятишки так называемый рок с текстом вроде ''Жизнь такая-сякая, бутылка, закурю сигаретку, вспомню прошлое'' – и ничего. А для нас это неприемлемо, тексты Мастера должны быть более возвышенными… Лекс: Объемными… АС: …да, объемными, обязательно имеющими подтекст, который заставлял бы человека задуматься. - Но сборники стихов Маргариты Пушкиной содержат поэзию, сильно отличающуюся от того, что принято считать ''текстами песен для металлической группы''. В этих стихах куда больше хипповских настроений… АГ: А я бы не сказал, что ''металлическая'' традиция так уж далеко ушла от эпохи хиппи – это просто другая ступенька. Все это – одна большая рок-культура, которую делить на части и смысла особого нет. - Как же проходила работа над альбомом ''По ту сторону сна'' – ведь вам пришлось писать музыку к уже готовым текстам? АС: Для нас это было весьма непривычно, ведь обычно мы работаем наоборот, и когда работаешь с готовым текстом, чувствуешь себя просто советским композитором. Прочитаешь строчку, в голове что-то такое… Лекс: Тишина!... АС: (смеется) Да, а второй раз прочитаешь – что-то уже заиграло, зазвучало. Так постепенно вырисовывалась музыкальная форма, а если какие-то обороты не вписывались в мелодическую линию, то мы созванивались с Маргаритой, искали компромиссы. АГ: Иногда бывало и наоборот – мы пишем музыку, а срифмовано так, что приходится вносить изменения в мелодию, добавлять долю, ещё что-то. - Иными словами, на этот раз поэтессе работать было проще, ведь она сразу предложила концепцию и готовые стихи, а музыкантам пришлось сложнее, чем обычно – верно? АС: Не знаю, сложно это было или нет, но было интересно. Для нас вообще во многом это была авантюра… АГ: Ну, не авантюра, наверное, но было необычно. И масштабно. Мы буквально вчера подсчитали сколько мы потратили времени от начала записи до последнего сведения. Тысячу часов! - Насколько сильно отличалась работа над музыкальным материалом для этого диска от того подхода, который вы используете при работе над собственными пластинками? Ведь ''По ту сторону сна'' звучит очень разнообразно, и насчитать в нем полдюжины стилей совсем несложно. АС: Во многом эта пластинка – результат наших репетиций и саундчеков, на которых мы играем много музыки, совершенно нехарактерной для Мастера. Если этот материал поместить на наш номерной альбом, то нас могут и не понять. А данный проект – это возможность открыться и показать себя со стороны, о которой поклонники и не знали. Кстати, немногие мастодонты нашего жанра могут позволить себе такие эксперименты. АГ: Просто многие прикидывают заранее: не отвернуться ли от них фанаты, кто эту запись выпустит, сколько дисков удастся продать. А мы не боимся! - Насколько большое влияние на материал пластинки оказал чуть ли не десяток приглашенных музыкантов? АГ: Не слишком большое, ведь к моменту появления гостей у нас все было готово. Гости лишь добавили песням дополнительные оттенки – например, Мастер с женским вокалом звучит довольно оригинально. А здесь не одна девушка, а целых три! АС: (смеется) Но это не хор! - Музыканты Мастера часто сами ''гостят'' и работают сольно. К примеру, сольный диск Страйка вышел совсем недавно, сольник Алика – пару лет назад. Не приводит ли это к конфликтам в группе? АС: Нет, мы же всегда помним, что Мастер – это наше главное дело, с которым другие проекты не должны пересекаться. А так – мне при записи сольника коллеги по группе только и помогали. АГ: Более того, не так давно мы играли большой концерт Мастера, в рамках которого у сольной программы Страйка было свое отделение. - На самом деле, тема толерантности в ансамбле – достаточно тонкая. Если у Оззи Зак Уайлд выпускает диски ежегодно – и ничего, то, напротив, для двух музыкантов Helloween излишняя активность на стороне стала одной из причин для их отчисления из группы. АГ: А, ты имеешь в виду историю с Ули Кушем и Роландом Граповым? Мы встречались с Helloween ещё до всех этих событий на вечеринке Harley Davidson – и было видно, что уже к тому времени отношения у них были натянутые. Поэтому для разрыва они искали только повод. - Кстати о Harley Davidson. Почему для их трибьюта вы выбрали композицию Twisted Sister – ведь эта группа никогда не значилась в числе ваших самых любимых коллективов? АГ: Эта история связана с нашими взаимоотношениями с мотоциклистами – у нас среди байкеров много друзей, и когда нам предложили записать ''Ride to live, Live to ride'', мы, конечно, согласились. - Если уж мы заговорили о сторонних проектах – как вы считаете, много ли добавил популярности Мастеру вокалист оригинального состава группы Михаил Серышев, исполнивший арию Христа в российской версии рок-оперы ''Иисус Христос – Суперзвезда''. Лекс и АС: Спел достойно, конечно, но как много это принесло группе коврижек – оценить не так уж и просто. АГ: Большой вопрос, многие ли вообще знали, что он из Мастера. Написано – вокалист Михаил Серышев, а указывалось ли там из какой он группы, не знаю. Да и вообще 91-й не самое хорошее время было для Мастера, как и для всех. Лишь бы выжить… - Алик, мир рок-н-ролла, пожалуй, не знает других примеров, кода бас гитаристу удавалось бы настолько регулярно записывать басовые соло на альбомах своей группы. АС: Ну, Алик у нас вообще Number One! Недаром же к нему на концертах регулярно подходят молодые басисты за советом, консультируются. - Из твоих басовых соло особенно выделяется ''Romance'' с ''Talk of the Devil'' (1991). Алик, а какое из них особенно близко тебе самому? АГ: Знаете, каждое из них дорого, ведь все они связаны с событиями из соответствующего периода жизни. В целом, никакой традиции мы не придумывали, а то соло, которое попало на ''По ту сторону сна'', возникло и вовсе спонтанно – Геннадий Матвеев (который также принимал участие и в записи первого сольного альбома Риты) наиграл на клавишах что-то симфоническое, ну а я просто дописал бас – и всё. - Чем для вас были первые выезды Мастера за рубеж? АГ: Когда мы впервые выехали, то самое главное – многое удалось почерпнуть у западных коллег. И в отношении игры, и по звуку, и по инструментам – ведь в Союз их почти не привозили. - 2007-й – год 20-летия группы. Планируете ли вы отмечать юбилей? Лекс: Конечно, дата ведь красноречивая, но о конкретных планах говорить рановато. Придумаем что-нибудь. - Если окинуть взором эти почти 20 лет, какой период существования группы вам кажется самым удачным? АГ: Думаю, это были годы, ставшие лучшими для нашей тяжелой сцены вообще – с середины 80-х по 90-й. ну а второй успешный период в жизни Мастера – это с 99-го и по сей день. - То есть, у вас ныне пора расцвета? А: По крайней мере, по сравнению с серединой 90-х, сейчас у нас гораздо больше концертов. Очень важно, что появилась собственная студия, есть с кем работать и, самое главное, есть над чем работать. - Что ж, нам осталось только пожелать группе успеха с альбомом ''По ту сторону сна''. Надеемся, что под стать диску будет и промоушен! АГ: Нам никто не помогает, по большому счету, для существующих радиостанций и телевидения наша группа – неформат. Мы поддерживаем себя сами, а значит, будут турне, будут концерты с материалом ''По ту сторону сна''. Дело Мастера боится! |